Семья дошкольника сегодня.
Семья дошкольника должна понимать, что маленький ребенок нуждается в любви и ласки родителей и всех членов семьи. Любовь близких к ребенку, их забота о нем вызывает у него ответный отклик.
Сила семейного влияния на ребенка заключается в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребенка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребенка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т.п.; на ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы.
Семья для дошкольника - основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Она должна стать проводником нравственных установок, которые определяют образ жизни в дальнейшем. В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей.
Велико значение семьи в формировании коллективистических качеств у ребенка. Коллективизм в семье проявляется как естественное чувство. Бескорыстная забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных - характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребенка. Однако само по себе наличие родственных чувств, сплачивающих семью, не гарантирует от развития у него эгоизма. На ребенка в семье воздействуют и другие факторы, от которых зависит уровень его нравственной воспитанности.
Развитие семьи не лишено трудностей и противоречий, что проявляется в воспитании детей. По мере повышения уровня благосостояния, уровня культуры семьи ребенок получает всё больше возможностей для всестороннего воспитания, для развития и удовлетворения его потребностей и интересов. Однако, в некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа "все для детей" родители допускают серьезные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребенка, создать ему "счастливое детство", они физически и нравственно изнеживают его. Но если ребенок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. "Даже родительскую любовь нужно организовывать, так как безмерная, жертвенная любовь к детям способна воспитывать из них эгоистов и потребленцев", говорил А.С. Макаренко.
Опыт и исследования свидетельствуют, что уже с двух лет ребенок может ощущать себя членом семьи, что эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье, организуют нравственно-ценное общение его со взрослыми и детьми. Участие ребенка в ведени домашнего хозяйства при правильном руководстве со стороны взрослых может стать важнейшим средством воспитания коллективизма, заботливости, бережливости, ответственности.
С возрастанием материального уровня жизни семьи, улучшением условий быта отпадает в значительной мере практическая необходимость участия детей (особенно младшего дошкольного возраста) в бытовом труде семьи. Но, утратив прямую жизненную необходимость, бытовой труд ребенка в семье не только не утратил своего значения как средства нравственного воспитания, но, наоборот, приобрел особо важную роль. Ведь это труд для ребенка-дошкольниа является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от еготрудовых усилий. Однако далеко не во всех семьях родители целенаправленно и систематически привлекают дошкольников к труду.
Досуг - важнейшая сторона семейного быта, а организация досуга - одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией.По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проедение досуга, когда родители и дети совместно отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствуют укреплению и углублению духовных связей между ними.
Особое значение для эмоционально-нравственного развития ребенка имеет его общение с матерью. Но материнская любовь, не подкрепленная нравственной культурой, педагогическими знаниями, может даже принести вред формированию личности ребенка.
Рациональное справедливое рапределение домашних дел в семье, обязанностей по воспитанию детей позволяет родителям больше общаться с детьми. Однако известно, что не временная продолжительность общения родителей с детьми определяет его воспитательную значимость. В некоторых семьях родители и дети живут рядом, но не вместе: между ними редко возникают беседы о жизни, о труде родителей, о явлениях общественной жизни, о том, какими должны быть взаимоотношения со взрослыми и сверстниками и т.д., родители не вникают в интересы детей, в их игры, не организуют совместных занятий. Сын или дочь находятся рядом с родителями - играет, что-то мастерит, и у них создается впечатление постоянного общения с ребенком, тогда как общения практически нет. Наиболее эффективно нравственное воспитание ребенка, формирование эмоциональных и деловых связей между ним и другими членами семьи происходит в совместной деятельности, в котрой возникают взаимоотношения сотрудничества.
Основными причинами недостатков воспитания детей в некотрых семьях являются неподготовленность родитлей к семейной жизни, неумение и нежелание правильно воспитывать детей и в конечном итоге - невыполнение своих гражданских обязанностей. Из-за специфичности, особой инимности межличностных отношений в семье они в известной мере скрыты от контроля общества, а это подчас затрудняет оказание своевременной помощи семье, способствует сохранению пережитков. В дошкольном учреждении всегда под контролем неблагополучные семьи. Частые ссоры, безнравственное поведение взрослых в такой семье пагубно отражаются на ребенке. Воздействовать на родителей в этом случае приходится объединенными усилиями педагогического коллектива детского сада, родительской и городской общественности.
Воспитание - сложное и ответственное дело. Современная семья располагает всеми необходимыми условиями для всестороннего воспитания и развития детей. Реализация этих условийзависит от нравственной зрелости и педагогической культуры семьи, от её связи с общественными воспитательными учреждениями. Выполнение семьей её воспитательной функции не может основываться только на любви родителей. Педагогическая грамотность родителей становится необходимым условием правильного воспитания подрастающего поколения.