Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
- воспитание,
- развитие,
- защиту,
- активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27,п.2).
Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
в) воспитание и уважение к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высоко-нравственного и педагогического значения.
Нормативно- правовые документы
федерального и регионального уровня.
Для СССР Конвенция ООН "О правах ребенка" была ратифицированна Верховным Советом Союза ССр 13 июля 1990 г. и вступила в силу 15 сентября 1990 г. и, таким образом, в соответствии с п.4 ст.15 Конституции стала составной частю правовой системы РФ.
Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства. При этом подразумевается, что защита детей государством состоит в создании социально-экономических и правовых предпосылок нормативного развития, воспитания и образования детей.
С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов - Семейный кодекс РФ, Закон "Об основных гарантиях прав в Российской Федерации", Закон "Об образовании". В них конкретизированны понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, веден абсолюдный запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.
Деятельность ДОУ регулируется Типовым положением, в соответствии с которым ребенку гарантируются права на защиту, охрану здоровья, образование и развитие как в детском саду, так и в семье.